Последнее двадцатилетие подарило нам всем возможность не только свободно передвигаться по миру, но и искать интересную, желанную нам работу. 
 
Этой возможностью пользуется огромнее количество российских граждан, но, как в каждом явлении, помимо приятных и устраивающих нас факторов, есть и негативные, которые приходится преодолевать. Я имею в виду тот факт, что за человеком, который нашел работу за границей, последует семья, а в семье есть дети, которых надо учить. Не всегда все ясно с контрактом сразу: надолго ли он заключен? будет ли продлен? ребенок пойдет в местную школу, надо ли прерывать обучение в России? вдруг придется вернуться, а образование не получилось ни там, ни тут? Вопросы, вопросы…
 
Сегодня такие случаи встречаются достаточно часто. Многие родители уповают на экстернат, но и с ним сегодня трудности. После вступления в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» не все школы рады наличию экстернов, многие не имеют возможности с ними работать.
 
Имея почти двадцатилетний опыт работы с экстернами, позволю себе дать несколько советов родителям, оказавшимся за рубежом и имеющих детей младшего или среднего школьного возраста. С учащимися старших классов в этой ситуации проще, так как они уже имеют опыт учения, и, при желании, успешно продолжают образование самостоятельно. Понятно, что каждая ситуация уникальна, невозможно предусмотреть все нюансы, но общее направление в каждом случае, можно выбрать. То, чем я хотела бы поделиться – это наши наблюдения и опыт. 
 
В негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Экспресс» Санкт-Петербурга учатся дети, которые живут во всех регионах мира: это и Шри-Ланка, и Канада, и Владивосток…
 
Повторюсь, у всех разные условия, но из многообразия уже можно получить некую систематизацию:
 
1. Родители в командировке, они точно знают, что вернутся. НО! Конечно же, хотят, чтобы ребенок выучил язык, поэтому отдают его в местную школу. Если это ученик начальной школы, не старайтесь делать так, чтобы он осваивал при этом все предметы российской программы! Освоение двух программ, двух культур, очень сложно для 7 – 10-летних детей! Посоветуйтесь со специалистом, на что обратить внимание. Может быть, заниматься только русским языком? Читать по-русски? 
 
2. Родители приехали в страну, хотели бы остаться, но не знают, останутся ли. Этот вариант тоже требует от ребенка старания по максимуму. Не понятно, на какое образование надо обращать больше внимания. Надо стараться делать разумный выбор. Помните, что в большинстве стран математика на начальном этапе обучения преподается на гораздо более низком уровне, чем у нас. Это дает возможность скорректировать программу, которую Вы будете выстраивать своему ребенку. Например, учить те предметы российской программы, которые полностью отсутствуют в программе иностранной школы: история России, литература, география.
 
3. Вариант, когда все уже сложилось, вы приехали и остаетесь жить за рубежом. НО! Хотите, чтобы ребенок получил и российское образование: «на всякий случай». Наш совет: не мучайте ребенка. Найдите с ним клуб, где можно встречаться с соотечественниками, где можно поддерживать разговорный русский язык, даже изучать его. В этом случае ваш ребенок должен проникать в новую для него среду без всяких НО, пусть он учится со своими сверстниками и осваивает то, что осваивают они.
 
4. Вариант, когда ребенок, живя за границей, не ходит в местную школу, а осваивает программы в форме самообразования, проходя аттестацию в прикрепленной школе в России. Берите программы, которые есть на сайте Минобрнауки РФ, и помогайте ребенку осваивать материал.
 
Старшим школьникам мы тоже советуем получать аттестат путем самообразования с последующей сдачей экзаменов экстерном. 
 
Разумно построенный самообразовательный процесс дает возможность создавать новые возможности. Переход от обучения к учению – ключевое отличие самообразования от классно-урочной системы. Для тех, кто учится экстерном, отсутствует понятие «урок», но появляется понятие «педагогическая поддержка». Такую поддержку вы сможете получить в НОУ «Экспресс».
 
 
На пути к успеху
 
Сегодняшний экстерн очень «помолодел». К самообразованию сегодня активно обращаются учащиеся на этапе начального и основного общего образования. И опять спектр причин, по которым родители обращаются к экстернату, очень разнообразен. 
 
Существует устоявшееся мнение, что ребенок обязательно должен осваивать школьную программу в коллективе. К слову сказать, этого мнения придерживался до недавнего времени и автор данной статьи. Многолетний опыт работы со старшими школьниками и взрослыми людьми, обращавшимися к экстернату, не стимулировал рассматривать вопросы обучения школьников на ранних этапах получения образования. Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы – к нам в школу стали обращаться родители детей младшего возраста. Не подумайте, что это неуспешные дети. Хотя, кто и по каким критериям способен оценить успешность ребенка? Чем компенсировать в школе хроническую неуспеваемость по одному из учебных предметов, которая быстро перерастает в ненависть к школе в целом? Как организовать учебный процесс успешного в музыке, вокале, балете, живописи… ребенка, если занятиям необходимо посвящать львиную долю, желательно утреннего, времени? Можно ли жизнь таких учащихся считать лишенных коллектива? Как быть с гиперактивным, как теперь принято называть, большое количество очень разных по сути детей? Снова вопросы, вопросы… Ответы на них очень часто лежат в той области, в которую мы называем индивидуальным подходом, но реализовать который, в массовой школе практически не можем. 
 
Условия, в которых можно учиться в собственном ритме, создавать собственное образовательное пространство для большинства «особых» детей становится той благоприятной почвой, в которой начинается их настоящее развитие. Конечно, не стоит идеализировать процесс: не все дети могут учиться самостоятельно. Более того, индивидуальный режим образования нужен незначительной части детей, данная статья – вовсе не призыв всем начинать учиться самостоятельно. Просто, если такая необходимость возникает, то родители и дети должны знать, что возможность организовать такой процесс есть. К сожалению, мы не располагаем данными о количестве детей, проходящих обучение дома, но предполагаем, что число их значительно.
 
Полученный опыт подготовки школьников в форме самообразования и экстерната можно охарактеризовать как успешный, так как есть «встречные потоки» – поучившись год-два дома, решив какую-то проблему, ребенок может вернуться в массовую школу. Может быстро окончить школу и начать профессиональную карьеру. Может восстановить здоровье.., но главное – он начинает чувствовать себя успешным, осознавать собственные возможности в организации его личного учебного процесса, становится самостоятельным и более ответственным. 
 
Экстерны, уже окончившие высшие учебные заведения, говорят о том, что им было гораздо легче учиться в вузе, чем сокурсникам со школьной скамьи, особенно на первых курсах – помогал навык учиться самостоятельно. Экстерны, которые продолжили образование за рубежом, рассказывают о том, что самообразование занимает большую часть учебного времени, и на его организацию им уже не приходится тратить много времени.
 
О.Д. Владимирская
директор НОУ «Экспресс», к.п.н.