Наталья Викторовна Блинова

(мама Марины Блиновой, ученицы 9 кл.)

Наш небольшой опыт (4 месяца) самообразования показал, что лучше заниматься одним-двумя предметами в день. Если двумя, то утром - математика или русский язык, во второй половине дня - история, литература, география.

Весь объем материала, который необходимо изучить, делим на разделы и оцениваем приблизительно (по предыдущему опыту), сколько времени понадобится на изучение, раскидываем разделы по месяцам. Исходя из этого, составляем план на месяц – сколько часов, и, соответственно, сколько дней в месяце отвести на каждый предмет. Если, например, по математике, большая, или абсолютно новая тема, можно отвести ей подряд два-три дня, но понять сразу основательно, «прочувствовать». Потом, в конце месяца, проанализировать запланированное и выполненное, и в следующем месяце какому-то предмету, возможно, надо будет уделить побольше времени, а какому-то, напротив, сократить. Сначала, конечно, надо делать это вместе с ребенком, а потом (очень на это надеюсь), будет это делать сам.

Семейное обучение, домашнее образование, заочная форма – смысл один и тот же. Учиться дома, а не в школе, отсутствие скучных уроков, на которых все время хочется спать и возможность получить дополнительные знания – одна сторона медали. Вторая – суровая самодисциплина ребенка и родителей, возможные дополнительные материальные траты на репетиторов и ответственность. Итог один – государственный аттестат о среднем образовании. Стоит ли игра свеч?

38-летняя PR-менеджер Наталья Геда из Санкт-Петербурга сама по образованию педагог. Имея за плечами диплом учителя русского языка и литературы и 4 года работы по специальности, она все-таки решила перевести своих двоих детей – 11-летнюю дочь Лизу и 6-летнего сына Ивана на домашнее обучение. С ее точки зрения, формулировка «домашнее образование – это образование, получаемое на дому» не совсем верная.

Н. Геда,

мама Лизы и Вани, которые учатся дома

Переходим к обширной теме организации систематического обучения ребенка в условиях семьи.

Перед началом обучения родителям нужно сделать два обязательных шага: формально прикрепиться к той или иной школе и дать понять ребенку, что в его жизни происходит серьезная перемена.

Первое нужно сделать для самоуспокоения родителей, потому что иначе они будут чувствовать себя не в своей тарелке. Поэтому, по-хорошему. Нужно прикрепиться либо к какой-нибудь из общеобразовательных школ, либо (если есть материальные возможности и желания) к экстернату. Для сторонников «пребывания детей в коллективе сверстников» есть еще варианты полу-экстерната – образовательных учреждений, где ребенок, помимо аттестаций и консультаций, еще получает какое-то количество групповых занятий урочного типа по выбору. Прикрепившись к школе и договорившись о времени и условиях аттестации за 1-й класс, родители-домашники обычно начинают чувствовать себя более уверенно. Я, во всяком случае, только тогда и обрела какую-то твердую почву под ногами, потому что трусила ужасно. На самом деле, никакой реальной потребности в этом нет: если нервы у родителей достаточно крепкие, они могут вообще игнорировать любой официоз вплоть до окончания курса начальной школы, и явиться в школу самым наглым образом только к началу 5-го класса, чтоб сразу же аттестоваться за все 4 года сразу. Насколько я понимаю, это совершенно законно и никакая школа не вправе отказать родителям в такой аттестации.